Виктор Николаевич Павлов — это человек, который был тесно связан с духовными и культурными традициями России. Его работа в журналистике и фотографии позволила ему создать уникальные альбомы и участвовать в множестве выставок, благодаря чему он получил признание на международном уровне. Но его достижения не ограничиваются только профессиональной сферой. Павлов также сыграл важную роль в возрождении православия на Алтае, где его деятельность стала символом духовного обновления и культурной идентичности региона. Эта статья расскажет не только о его творческом пути, но и о глубоком внутреннем поиске, который вдохновил его на создание храма как символа надежды и возрождения.
Духовные корни и личная жизнь
С детства Виктор рос в атмосфере веры и духовности. Его крещение во время войны и крестик из латунной гильзы патрона стали важными моментами, напоминающими о его детских годах и семейных традициях. Воспоминания о бабушке, которая ходила в Елоховскую церковь, и дедушке, тайно соблюдавшем посты, помогли ему сформировать свои духовные ценности и глубже понять православие.
Не менее важной частью его жизни является жена Галина (Гаянэ). Её армянская культура и вера также повлияли на их совместный путь. С детства она любила Бога, и это помогло им обоим найти свой духовный дом в православной вере.

Карьерный путь в фотографии
Виктор Павлов начал заниматься фотографией в конце 1950-х годов. Через десять лет он стал фотокорреспондентом Союза журналистов СССР. Однако вскоре он решил работать на себя и стал фрилансером, продолжая эту деятельность до выхода на пенсию в 1997 году. Он путешествовал по многим уголкам Советского Союза, особенно интересуясь Сибирью и Дальним Востоком. Виктор фотографировал с вертолета, военного вездехода, оленьей упряжки, с горных вершин и из шахт. После съемок на урановом руднике его здоровье сильно ухудшилось: он потерял зубы и столкнулся с онкологическим заболеванием, но смог выздороветь благодаря помощи друзей и народной медицине.
Признание как фотохудожника
Павлов стал известным фотохудожником, который умел запечатлеть необычные ракурсы, сильных людей и красивую природу.
Вот некоторые из его достижений:
- Он подготовил и выпустил несколько фотоальбомов, включая «От Байкала до Арктики» и «Сталинизм на Колыме».
- После выхода первой серьезной работы «Московское метро» он начал проводить персональные выставки за границей.
- В 2010 году он издал фотокнигу «Сибирь и Сибиряки (Природа и этнография)», подводя итоги своей более чем 30-летней творческой деятельности.
Кроме того, Павлов участвовал в различных выставках и получил международное признание.
Первое знакомство с Алтаем
В 1974 году Виктор впервые приехал на Алтай, работая над проектом о курортах СССР. Он сделал несколько фотографий Чемальского туберкулёзного санатория и остался под впечатлением от прекрасного климата и удивительной природы этого края, хотя до этого уже много путешествовал по России.Он не знал, что через 25 лет покинет Москву и посвятит себя делу, которое станет самым важным в его жизни.
Возвращение к корням и поиск призвания
В конце 1980-х Виктор снова посетил Чемал, чтобы собрать материалы для своей книги о православии в Сибири и на Дальнем Востоке. Он начал глубже изучать эту тему и был удивлён, узнав, что в начале XX века в маленьком курортном посёлке было три храма и две православные общины: одна для прихожан, другая для монахинь. Это было необычно для сёл Сибири. Когда местный краевед показал ему старую фотографию церкви на острове, Виктор заинтересовался историей этого места. Он начал расспрашивать жителей и исследовать архивы в Новосибирске и Барнауле.
Неожиданно для себя он понял, что его призвание – быть здесь, в Чемале, и его главная цель – восстановить уникальный храм над бурными водами Катуни.
Местные жители называют каменный остров по-разному: кто-то – Макарьевским, а кто-то – Патмосом. Первое название связано с двумя алтайскими святыми, Макарием Глухарёвым и Макарием Невским, канонизированными в 2000 году. Они служили здесь в разные времена; первый из них помогал создавать Чемальский стан Алтайской духовной миссии, а второй провёл здесь 15 лет.
Остров «Патмос» назван в честь греческого острова, где молился святой апостол Иоанн Богослов, автор книги «Апокалипсис».
Согласно местным легендам, с середины XIX века монахи искали уединение на этом острове и построили там небольшую келью, среди них был и Иоанн, чьё мирское имя со временем забыли.
Первый храм в Чемале был построен в 1849 году в честь святого апостола Иоанна Богослова. Однако он находился не на острове, а в селе, где сейчас располагается здание средней школы. Со временем храм пришёл в упадок и не мог вместить всех желающих.
История храма на острове: от освящения до разрушения
В 1914 году в Чемале построили новую церковь, посвящённую иконе Божьей Матери «Всех скорбящих Радость». Старое здание разобрали, обновили нижние венцы и установили новый храм на ровной площадке на скале.
Освящение нового храма состоялось 9 августа 1915 года под руководством епископа Бийского Иннокентия. Интересно, что ровно 60 лет назад, 9 августа 1855 года, этот же остров освятил епископ Парфений. Он оставил надпись на камне: «На память святого апостола Матфея, освящён остров сей во славу Единосущной и Живоначальной Троицы и в честь Иоанна Предтечи». Позже прихожане Чемальского храма увековечили эту надпись в чугуне. Многие увидели в совпадении дат знак божественного промысла.
С 1911 года при Чемальском стане Алтайской духовной миссии была основана женская община, которая занималась распространением православия среди местных народов. В общину входили два храма, приют для детей-сирот, школа и больница. Монахини занимались разными делами: держали коров, шили обувь, выращивали овощи и фрукты, переплетали книги и пекли просфоры. Однако в 1925 году общину распустили, а имущество конфисковали. Игуменье и 11 монахиням пришлось покинуть обитель.
Что касается храма на острове, то его разрушение произошло в конце 1920-х или начале 1930-х годов. Валерий Привалихин в своей книге «Золотой мираж» утверждает, что храм сгорел из-за неосторожности отдыхающего из Чемальского санатория, который случайно поджёг его спичкой. Существуют также легенды о том, что художник сжёг храм, чтобы оставить его лишь на своём холсте. Говорят, что этого художника потом расстреляли, но не за поджог.
Когда Павлов начал строить новый храм на этом месте, он обнаружил останки сожжённого здания, но решил не трогать их – оставив прошлое в покое.
Мечта о новом храме
В 1991 году Виктор Николаевич поделился своей мечтой о строительстве храма с Сергеем Шевченко, директором Чемальского лесхоза. Сергей поддержал его, хотя сумма в сто тысяч рублей казалась ему большой. Но Виктора это не остановило — он только что получил хороший гонорар за фотоальбом.
Проблемы на пути к строительству
Виктор привлёк московского архитектора, и под его руководством плотники начали строить кедровый сруб храма по благословению епископа. Однако проблемы возникали постоянно. Виктор часто уезжал в Москву, а когда возвращался, ситуация иногда ухудшалась. Он оформил землю, купил материалы и оставил деньги доверенному лицу, но инфляция съедала накопления, и приходилось брать кредиты. Даже близкие не верили в успех затеи.

Переезд и жизнь на месте строительства
После трёх лет борьбы Виктор понял, что для завершения проекта нужно жить в Чемале. Его жена Гаянэ согласилась переехать. Они продали квартиру в Москве и свою фотостудию, чтобы вложить деньги в строительство храма. Сначала жили в временном жилье, а затем построили деревянный дом на берегу Катуни. В нём не было ни окон, ни крыши, и всю зиму 1994-1995 годов они заделывали щели.
Строительство моста
Виктор долго думал о том, как построить мост к острову. Он знал, что раньше здесь был деревянный настил на лиственничных сваях, но тот не выдержал стихии. Однажды весной он увидел, как лёд начал двигаться, и понял, что нужно строить подвесной мост. Он нашёл специалиста по таким конструкциям и договорился с ним о работе. Проектировщик задерживался и сначала говорил, что потерял записи. В конце концов, Виктор убедил его продолжить работу.

Освящение места для духовного дома
В 1999 году, во время пасхальной недели, было освящено место для будущего духовного дома. Началась доставка бревен на остров, которые укладывали на паклю. Но для создания православной обители нужно не только построить стены — важны также иконы, церковная утварь и многое другое. По просьбе родителей, дочь с зятем купили все необходимое в Москве и отправили на остров. К осени 2000 года храм был готов: в нем появились иконостас, светильники и иконы. Монахи прибыли и, вместе с прихожанами, провели малое водосвятие и крестный ход.
Освящение храма
Освящение храма во имя апостола Иоанна Богослова было запланировано владыкой Барнаульским и Алтайским Антонием на Святки, 10 января 2001 года. Но после Рождества в регионе установились сильные морозы до -40 градусов. Некоторые добрые люди предлагали отложить освящение до потепления, но владыка решительно сказал: «Даже если будет -50, мы всё равно освятим храм!» И, как будто по божьему промыслу, в ночь на 10 января морозы ослабли до -5 градусов. Епископ провел торжественный молебен с семнадцатью священниками и множеством прихожан.

Подарок храму
В тот же день Виктор Павлов решил подарить храм Барнаульской и Алтайской епархии. Епископ Антоний оформил документы для передачи храма Знаменскому женскому монастырю в Барнауле. В Чемале, на берегу Катуни, был открыт монашеский скит, куда прибыли настоятельница и монахини. Как и сто лет назад, над островом снова раздались звуки колокольчика и молитвы.
Остров Патмос Горный Алтай:Святое Место с Уникальной Истрией
Награды Виктора Павлова
За свои усилия по восстановлению храма и активную миссионерскую работу Виктор Павлов получил орден Серафима Саровского III степени и медаль Святителя Иннокентия, митрополита Московского. Однако он не искал наград. Почти десять лет, до этого лета, он скромно исполнял обязанности эконома при ските и преподавал вместе с женой в созданной ими воскресной школе.
Проблемы с землёй
Много времени ушло на решение бюрократических вопросов по оформлению аренды земли рядом со скитом. После революции такие дела решались гораздо проще: монастырь потерял сто десятин земли и всё своё имущество. Сегодня Чемал стал одним из самых посещаемых мест в Барнаульской и Алтайской епархии. Летом здесь ежедневно бывает сотни людей, а в выходные — ещё больше.
Проект восстановления храма
Чемал был известным местом и до революции. Виктор Павлов еще задумал восстановить большой приходской храм в самом селе, который носил имя Николая Чудотворца; на этом месте сейчас установлен памятный крест. Однако епархия пока не поддержала этот проект. Также не получил одобрения благотворительный фонд имени святителя Макария Невского, созданный Павловым и его единомышленниками.
Виктор Павлов, который сделал много для развития православия на Алтае, является глубоко верующим человеком, хотя не имеет церковного сана. Во-первых, он уже был пожилым человеком, а во-вторых, большую часть жизни провёл вдали от веры.
Таким образом, в Чемале, в Республике Алтай, вновь открылся единственный из алтайских монашеских скитов. Этот храм на острове привлекает множество молодоженов, которые приходят сюда венчаться и укреплять свои отношения духовными узами.
Чудеса храма
Прихожане и монахини рассказывают об удивительном событии: деревянная икона Божьей Матери, которую Виктор Павлов собирался отдать на реставрацию, начала восстанавливаться сама. Лики и цвета, которые были почти незаметны, снова стали четкими, как будто кто-то заново рисует икону.
Считается, что икона может слышать молитвы и просьбы людей.
Также здесь есть уникальное чудо — «билами». Это металлические пластины разного размера, которые издают звуки, когда по ним бьют специальными палочками. Эти звуки наполняют пространство над Чемалом.
Посетители храма могут увидеть на небольшом утесе на острове Патмос очертания Божьей Матери с ребенком на руках.
Это видение заметила настоятельница женского скита Надежда, а затем его высекла в камне Фелофея, бывшая альпинистка и скульптор, ныне монахиня барнаульского Знаменского монастыря. Она также создала величественную икону «Молитва Спасителя об Иерусалиме» для своего монастыря и написала большую настенную икону святой великомученицы княгини Елизаветы для Чемальского скита. Эта местность когда-то находилась под опекой великой княгини Елизаветы Федоровны. Храм украшен также иконами «апостола Алтая» святителя Макария Невского, который впоследствии стал митрополитом Московским и Коломенским, а также святого евангелиста Иоанна Богослова.
В. Н. Павлов скоропостижно скончался 21 августа 2011 года. Его похоронили на высоком берегу Катуни, неподалеку от построенного им храма Святителя Макария в селе Чемал. Могила Павлова расположена в живописном месте, напротив острова Патмос, что придает этому месту особую атмосферу и спокойствие. Его вклад в развитие региона и духовную жизнь местных жителей продолжает жить в памяти людей.
Алтайская повесть! Сергей Роженцев, 2007 год
Интересная статья о человеке, который так много сделал для Алтая.
Нина,благодарю.Я рада ,что вам понравилась статья
Очень увлекательная статья, спасибо!
Людмила,спасибо.
Очень интересная и захватывающая статья! Спасибо, автору!
Замечательная статья и удивительные люди. Низкий поклон им за их нелегкий труд.
очень интересная статья о таком великом человеке
Пронзительная история и очень достойный человек. Приятно, что вы рассказали не только о его заслугах, но и о том, каким он был в жизни — простым, трудолюбивым, с большой душой. Такие люди действительно оставляют после себя свет. Читала с большим уважением и теплотой. А известно ли, продолжается ли сейчас какое-то дело или проект, начатый Виктором Николаевичем?
Очень интересная статья про судьбу человека, достойного большого уважения! Спасибо, что рассказали.